Каждой эпохе свойственны определенные представления о религии, государстве и обществе, их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также месте и роли религии в человеческой жизни. К настоящему времени утвердилась так называемая секулярная теория государства. Основной смысл данной теории – утверждение приоритета светской организации государства и жизни общества, без какого-либо участия религии и соответственно религиозных представлений о картине мира. Таким образом, любой альтернативный проект, не вписывающийся в рамки данной теории – рассматривается его сторонниками как архаичный и регрессивный, не способный на данном историческом этапе развития эффективно решать задачи современности. Совершенно очевидно, что данный критерий не безупречен, хотя бы в силу того, что является продуктом человеческой мысли. Рассматривая же базовый постулат этой теории – отделение религии от государства, в ракурсе ее происхождения и практических результатов, то без преувеличения можно сказать о ее несостоятельности.

Исламская политическая мысль долго дремала. Сегодня мусульмане, глубоко переосмыслившие истинную природу своей религии, со всей уверенностью предоставляют мировой общественности Ислам как практическую систему устройства жизни человека, общества и государства. Исламский проект – это самостоятельная и целостная концепция, в которой нет лжи, поскольку она от Мудрого и Ведающего обо всем Аллаха Тааля. Это проект, который затрагивает все тонкости политической, экономической, судебной и социальной жизни, затрагивает все подробности международных отношений, и в то же время затрагивает детали обрядов поклонения. Вместе с тем, центральным элементом исламской концепции разрешения человеческих проблем – является человек. Поэтому, исламская доктрина, приводящая в порядок внутренний мир человека, функционирование систем регулирующих все виды связей и взаимоотношений – все это сфокусировано на человеке с тем, чтобы наполнить его сердце успокоением, а жизнь добром и справедливостью.

На протяжении более 13-ти веков, с момента создания в 7 в. Пророком Мухаммадом (да благослови его Аллах и приветствует) исламского государства в Медине, и вплоть до его разрушения в 1924 г., исламская система функционировала на практике, и присущими ей средствами способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и справедливого порядка. Получили развитие технологический прогресс, науки и идеи, которыми переполнились книги.

Безошибочный по своему происхождению исламский проект предполагает земную практическую реализацию, посредством человека. Поэтому, в целях минимализации ошибок, неизбежно возникающих при человеческом факторе, в Исламе предусмотрен механизм наблюдения, контроля и отчета правителя мусульман.

В настоящее время, как и прежде, существует множество доктрин, описывающих, объясняющих феномен государства, формулирующих «оптимальные» его модели. Но наряду с «оптимальными» существует и иная концепция государства, которая занимает свое собственное, не менее важное, место среди теорий, раскрывающих природу, социальное назначение и механизм функционирования государства. Речь идет об общественно-политическом феномене, каковым по праву можно считать Исламскую модель государства – Халифат.

В целом вопрос системы правления в Исламе и практики строительства исламского государства, и сегодня остается в недостаточной степени изученным представителями научных кругов, политиками и мыслителями. Так же и нынешнему поколению мусульман, не заставшему существование Исламского государства, трудно вообразить исламскую модель правления. Люди судят о правлении лишь на основе насильно внедренных в исламские страны демократических принципов. Например, принцип выбора Халифа исследователи трактуют наличием элементов демократии, а при отсутствии сходных черт придают исламской модели негативную окраску. Попытка примерить исламскую форму государства к существующим теориям препятствует объективному пониманию исламской идеи государства, но не отменяют ее специфического и самостоятельного статуса.

Сегодня возрождение Ислама, как системы для жизни, является свидетельством необратимости перемен. Для современного этапа развития мирового сообщества характерно значительное усиление политической активности Ислама, как в отдельных странах, так и в международном масштабе. Поэтому изучение существующего проекта исламского государства – объективная необходимость.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению специфики исламского государства, представляется важным коснуться проблемы пересмотра некоторых традиционных приемов и подходов к изучению данного вопроса. Это необходимо сделать хотя бы потому, что в сознании современного человека, заряженного идеями прогресса и непрерывного развития, пока с трудом укладывается мысль о необходимости и возможности возрождения государства из «прошлого».

Теория государства и права

Среди общественных наук, изучающих государство и право, их соответствующие проявления у разных народов и в различные эпохи, особое место принадлежит теории государства и права (далее ТГП). Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, ну, во всяком случае, пытается это делать. Как отмечают специалисты «общество, его отдельные грани, в том числе государство и право, и соответствующие понятия, как известно, нельзя обнаружить с помощью «микроскопа» и «химических реактивов» (запомним эту мысль). Следовательно, у общественных наук должен быть свой особый подход, специфические приемы и способы изучения собственного предмета». В основе этих подходов, приемов и способов лежит научный метод, на котором мы ниже и заострим наше внимание.

История вопроса

Кажущееся многообразие известных на сегодняшний день теорий происхождения государств на самом деле можно объединить в две основные группы: это теологическая теория и не теологическая, т.е. придуманная человеком. Теологическая теория базируется на идее создания государства, как инструмента реализации законов Бога – Создателя всего сущего. Конечно, существуют и другие определения, но они лишь отражают довольно ограниченное понимание их авторами этой теории.

Откровенно негативное, в большинстве своем, отношение к данной концепции связанно в первую очередь с «перекосами» времен средневековья, когда деспотия, произвол, инквизиция и прочие явления чинились правителями средневековой, христианской Европы от имени религии. И это вопрос не пренебрежения религиозными догмами, а напротив – их отсутствия в вопросе устройства государства и его институтов.

Таким образом, на смену, как выясняется, псевдобожественному устройству общества и религиозным представлениям о жизни приходит научный метод познания мира и организации государства и власти.

Продолжение следует…



А.Селяметов
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
http://selyametov.livejournal.com/